Пятница
03.05.2024
08:19
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Мини-чат
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя химии Галковой Светланы Евгеньевны

     

    Рабочая программа по химии 8класс автор учебника Габриелян О.С.

       Пояснительная записка

       Данная программа составлена на основании авторской программы  Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».

    Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по химии.

    Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

    Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании курса построенного по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.

    Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально полученные знания на богатом практическом уровне.

    Изучение химии в 8 классе направлено на достижение следующих

    целей и задач:

    Цели:

    • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической

    символике;

    • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

    • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

    • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

    • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    Задачи:

    При изучении  курса  химии в  8 классе проводиться параллель с ранее полученными знаниями из курса физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологи 6-7 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Поэтому основными задачами для освоения базового уровня химии за 8 класс являются:

    - знакомство и развитие сведений о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях).

    - расширение представлений о строение вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток).

    - сформирование знаний о закономерностях протекания реакций и их классификации.  

    «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010», рассчитана на 68 учебных часов, согласно уставу МБОУ «Гостищевская СОШ » и Учебному плану образовательного учреждения, учащиеся занимаются 2 часа в неделю, 35 учебных недель, 70 учебных часов в год, поэтому в рабочую программу внесены следующие изменения:

    за счет резервного времени были увеличены темы: 

    1. « Введение» на 1 час, для  того чтобы, дать более полное  понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления о веществе, о химических явлениях, их отличий от физических явлений, раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии.

    2. «Практикум №1. Простейшие операции с веществом» на 1 час, т.к. практическая работа: «Очистка загрязненной поваренной соли»,  рекомендована  в соответствии с примерными программами для 8-9 классов.

    3. Для проведения рубежного и итогового контроля были сокращены:

      на 1час тема: «Соединения химических элементов»,

      на 1 час тема: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

    Изменения составляют 6%, что допускается положением о рабочей программе.

                                          

                                        Учебно-методический комплект

    Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.- 7-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

     

                                       Место предмета в базисном учебном плане

    Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель, 70 учебных часов в год,

    из них контрольных работ-4, практических работ- 8

    Формы организации учебного процесса:

    • индивидуальные;
    • групповые;
    • индивидуально-групповые;
    • фронтальные;
    • практикумы.

     Формы контроля ЗУН (ов);

    • наблюдение;
    • беседа;
    • фронтальный опрос;
    • опрос в парах;
    • практикум.

     

    Требования к уровню подготовки учащихся

     

    В результате изучения химии в 8 классе ученик должен

    знать / понимать:

    • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

    • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

    • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

    Уметь

    • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

    • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

    • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

    • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

    • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

    • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

    • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

    • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • безопасного обращения с веществами и материалами;

    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

    • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

    • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

    • приготовления растворов заданной концентрации.

    Календарно-тематическое планирование 8 класс

     

    п/п

    Наименование раздела  и тем

    Часы учеб.вре-

    мени

    Дата

    план.

    Дата

    факт.

    Дом.

    зада-ние

     

     

    Введение(5часов

    1

    Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

    Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

    1

    02.09.14

     

     

    Пар.1, упр.5-8

    2

    Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

    1

    05.09.14

     

    Пар.2, упр.

    1,3,4

    3

    Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

    1

    09.09.14

     

    Пар.3,упр.

    2,3

    4

    Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий.

    Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

     

     

    12.09.14

     

    Пар.4-5, упр.1

    5

    Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

    1

    16.09.14

     

     

    Вы-уч.

    зна-ки хим.эл. (таб1).

     

    Тема№1. Атомы химических элементов(10часов)

    6

    Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов.

    1

    19.09.14

     

    Пар.6с.38-39,

    упр.3

    7

    Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

    1

    23.09.14

     

    Пар.6с.40, упр.4

    8

    Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

     

    1

    26.09.14

     

    С.41-43, упр.5

    9

    Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

    Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

    Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

    1

    30.09.14

     

    Пар.7-8

    упр.1,2

    10

    Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

    Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов.

    1

    07.10.14

     

    Пар.9

    С.53-55,

    упр1-3

     

    11

    Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений.

    1

    10.10.14

     

    С.56-58, упр.4-5

    12

    Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

    1

    14.10.14

     

    Инд.

    Зад.

    13

    Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

     

    1

    17.10.14

     

    Пар.10, упр.5

    14

    Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицатель-ность. Понятие о ковалентной полярной связи.

     

     

    1

    21.10.14

     

    Пар.11

    Упр.4

       15

    Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой -образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

     

    1

    24.10.14

     

    Пар.12

    Упр.3

    Тема № 2 Простые вещества (7 часов)

    16

    Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

    1

    28.10.14

     

     

    Пар.13,

    Упр.5

    17

    Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода.

    1

    31.10.14

     

    Пар.14,

    Упр3

    18

    Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова.

    1

    11.11.14

     

    С.75-77,

    упр.4

    19

    Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

    1

    14.11.14

     

    С.78,табл.3, выу-чить

    20

    Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ.

    Кратные единицы количества вещества - миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ

    1

    18.11.14

     

    Пар.15

    Упр.2

    21

    Расчеты с использованием понятий «количество

    вещества», «молярная масса», «молярный 

    объем газов», «постоянная Авогадро».

    1

    21.11.14

     

    Пар.15

    упр.3

    22

    Расчеты с использованием понятий «количество

    вещества», «молярная масса», «молярный 

    объем газов», «постоянная Авогадро».

    1

    25.11.14

     

    Пар.16

    упр.

     

    Тема№3. Соединение химических элементов(12часов)

    23

    Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения.

    1

    28.11.14

     

    Пар.17,

    упр.1

    24

    Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул.

    1

    02.12.14

     

    Пар.17,

    упр.2

      25

    Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

    1

    05.12.14

     

    Пар.18,

    Упр.1

      26

    Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

    1

    09.12.14

     

    Пар.19, упр.3

      27

    Кислоты, их состав и названия.Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

    1

    12.12.14

     

    Пар.20, упр.1,4

       28

    Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

    1

    16.12.14

     

    Пар.21, таб.5,

    выучить.

      29

    Административная контрольная работа.

    1

    19.12.14

     

     

      30

    Аморфные и кристаллические вещества.

    Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

    1

    23.12.14

     

    Пар.22с.

    упр.1-3

      31

    Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

    1

    26.12.14

     

    с.119-120,

    упр.5-6

      32

    Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав.

    1

    13.01.15

     

    Пар.23

    Упр.1,4

    33

    Массовая и объемная доли компонента смеси.

    Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

    1

    16.01.15

     

    Пар.24, упр.3-6

    34

    Контрольная работа : «Соединения химических элементов»

    1

    20.01.15

     

     

    Тема№4. Изменения, происходящие с веществами (10часов)

    35

    Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе,физ.явления.

    Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

    1

    23.01.15

     

    Пар.25,

    Упр.1,3,4

    36

    Явления, связанные с изменением состава вещества, -химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

    1

    27.01.15

     

    Пар.26,

    Упр.1-2

    37

    Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

    1

    30.01.15

     

    Пар.27,

    упр.2

    38

    Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

    1

    03.02.15

     

    Пар.28, упр.2,3

    39

    Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций.

    Катализаторы. Ферменты.

     

     

    06.02.15

     

    Пар.29, упр.1

    40

    Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

    1

    10.02.15

     

    пар.30, упр.1-2

    41

    Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

     

    1

    13.02.15

     

    Пар.31,

    упр.1-2

    42

    Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

    1

    17.02.15

     

    Пар.32, упр.4

    43

    Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

     

    1

    20.02.15

     

    Пар.33, упр.1,3

    44

    Контрольная работа по теме: «Изменение происходящие с веществами»

    1

    03.03.15

     

     

    Тема № 5 Практикум №1. Простейшие операции с веществом (6часов)

    45

    Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

    1

    07.03.15

     

    Оф.прак.

    раб

    46

    Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

    1

    10.03.15

     

    Оф.прак.

    раб

    47

    Анализ почвы и воды.

    1

    14.03.15

     

    Оф.прак.

    раб

    48

    Признаки химических реакций.

    1

    17.03.15

     

    Оф.прак.

    раб

    49

     

     

     

     

     

     

     

    Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

     

     

     

    1

    1

    21.03.15

     

    Оф.прак.

    раб

    50

     

     

     

     

     

    Очистка загрязненной поваренной соли

     

    24.03.15

     

    Оф.прак.

    раб.

                                      

    Тема№6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов(18часв)

    51

    Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидра-тах.

    Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для

    природы и сельского хозяйства.

    1

    28.03.15

     

    Пар.34,

    упр.2, с.189,рис.

    123

    52

    Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

    1

    01.04.15

     

    Пар.35,

    Упр.4,5

    53

    Основные положения теории электролити-ческой диссоциации.

    1

    04.04.15

     

    Пар.36,

    Упр.4

     

    54

    Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.

    1

    07.04.15

     

     

    Пар.37, упр.2

    55

    Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.

    1

    11.04.15

     

    Пар.37, упр.5

    56

    Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями -реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

    1

    14.04.15

     

     

    Пар.38, упр.3,4

    57

    Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

    1

    18.04.15

     

    Пар.39, упр.2,

    пар.40, упр.3

    58

    Соли, их классификация и д