Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
Изучение химии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи учебного предмета «Химия» 11 класс:
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задач интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
В авторскую программу О.С. Габриеляна, которая рассчитана на 1час в неделю, всего 34 учебных часа в год внесены некоторые изменения:
Для проведения рубежного и итогового контроля, были сокращены:
1.на 1 час тема «Строение вещества»
2.на 1 час тема «Вещества и их свойства».
Изменения составляют 5%, что допускается положением о рабочей программе.
Учебно-методический комплект
Химия. 11 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян, - 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 11 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных часа в год.
Рабочая программа предусматривает:
контрольных работ-3,
практических работ- 2.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум
Требования к уровню подготовки
В результате изучения химии в 11 классе учащиеся должны
знать/понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
- Календарно – тематическое планирование химия 11 класс
-
|
Наименование раздела и тем
|
|
|
|
|
Тема№1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева(3часа)
|
|
Основные сведения о строении атома.
|
|
|
|
|
|
Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.
|
|
|
|
|
|
Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Входное тестирование (25 мин.).
|
|
|
|
|
Тема№2. Строение вещества(14чсов)
|
|
|
|
|
|
|
|
Ковалентная химическая связь.
|
|
|
|
|
|
Металлическая химическая связь.
|
|
|
|
|
|
Водородная химическая связь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Газообразное состояние вещества.
|
|
|
|
|
|
Жидкое состояние вещества.
|
|
|
|
|
|
Твердое состояние вещества.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Состав вещества и смесей.
|
|
|
|
|
|
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №1 по теме: «Получение, собирание и распознание газов»
|
|
|
|
|
Тема №3. Химические реакции(8часов)
|
|
Реакции, идущие без изменения состава веществ.
|
|
|
|
|
|
Реакции, идущие с изменение состава вещества.
|
|
|
|
|
|
Скорость химической реакции.
|
|
|
|
|
|
Обратимость химических реакций.
|
|
|
|
|
|
Роль воды в химической реакции.
|
|
|
|
|
|
Гидролиз органических и неорганических соединений.
|
|
|
|
|
|
Окислительно –восстановитель-ные реакции.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пар.19,С.158-163
Упр.5,6,8
|
Тема№4. Вещества и их свойства(9часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кислоты неорганические и органические.
|
|
|
|
|
|
Основания неорганические и органические.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.
|
|
|
|
|
|
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.
|
|
|
|
|
|
Итоговая контрольная работа.
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №2 по теме: «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических веществ».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|