Рабочая программа по химии 9 класс автор учебника О.Е.Габриелян
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
Основной задачей курса «Химия» 9 класса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по химии.
Программа выполняет две основные функции:
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определениеегоколичественныхикачественныххарактеристикнакаждомиз этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Изучение химии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач.
Задачи учебного предмета «Химия» 9 класс:
При изучении курса химии на базовом уровне в 9 классе большое внимание уделяется её связи с биологией, литературой, пользуясь необычным способом описания веществ или химических процессов. Впервые вводится понятие органической химии.
Поэтому основными задачами для освоения базового уровня химии за 9 класс являются:
- знакомство и развитие сведений о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов и многих других неметаллов).
- расширение представлений о свойствах важных в народнохозяйственном отношение веществ.
- углубление знаний о закономерностях протекания реакций и их классификации.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
для проведения входного, рубежного и итогового контроля, а также для решения задач и обобщения, систематизации знаний, умений и навыков учащихся, были сокращены:
на 1час тема: « Введение»,
на 3часа тема: « Неметаллы»,
на 1 час тема: « Органические вещества»,
на 2час тема: «Обобщение знаний по химии за курс основной школы».
Изменения составляют 9 %, что допускается положением о рабочей программе.
Учебно-методический комплект
Химия. 9 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- 8-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 9 классе отводится 2 часа в неделю. Планирование учебного материала по химии рассчитано на 68 учебных часов (34 учебные недели).
Рабочая программа предусматривает проведение:
контрольных работ- 5,
практических работ- 6,
лабораторных опытов-17.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать:
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, кислотные и основные свойства, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
•основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации,
Строения органических соединений, теорию строения органических веществ;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
•важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная, уксусная кислоты; щелочи ,аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь
• называть: химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Календарно – тематическое планирование 9 клас
№
|
Тема урока
|
Кол.
часов
|
Дата
план
|
Дата
факт
|
Дом.задание
|
Повторение основных вопросов 8 класса и введение в курс 9 класса ( 6 ч.)
|
1
|
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
|
1
|
02.09.14
|
|
§1, № 1-3
|
2
|
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.
|
1
|
05.09.14
|
|
§35 – 43 8 класс учебн
|
3
|
Генетические ряды металла и неметалла.
|
1
|
09.09.14
|
|
§13 – 14
|
4
|
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
|
1
|
12.09.14
|
|
§2, №3.
|
5
|
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
|
1
|
16.09.14
|
|
§3,№2.
|
6
|
Входная контрольная работа.
|
1
|
19.09.14
|
|
|
Металлы (15 ч.)
|
7
|
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
|
1
|
23.09.14
|
|
§4, №2
|
8
|
Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь .
|
|
26.09.14
|
|
§5,
№ 5.
|
9
|
Общие физические свойства металлов.
|
1
|
30.09.14
|
|
§6,№2.
|
10
|
Сплавы, их свойства и значение.
|
1
|
03.10.14
|
|
§7,№ 2-4
|
11
|
Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.
|
1
|
07.10.14
|
|
§8,№4-6.
|
12
|
Способы получения металлов: пиро-,гидро- и электрометаллургия.
|
1
|
10.10.14
|
|
§9,№2-3.
|
13
|
Коррозия металлов и способы борьбы с ней
|
1
|
14.10.14
|
|
§10,№2,4
|
14
|
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства.
|
1
|
17.10.14
|
|
§11,с.44-45,№1
|
15
|
Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
|
1
|
21.10.14
|
|
§11,№1-3
|
16
|
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства.
|
1
|
24.10.14
|
|
§12, с.50-52№2-4
|
17
|
Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
|
1
|
28.10.14
|
|
§12, с.52-56 №5,7
|
18
|
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
|
1
|
31.10.14
|
|
§13, с.57-60 №1,3
|
19
|
Соединения алюминия -оксид и гидроксид, их амфотерный характер.
Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
|
1
|
11.11.14
|
|
§13, с.60-62 №6
|
20
|
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+.
|
1
|
14.11.14
|
|
§14, с.63-65№1
|
21
|
Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.
Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в
природе и народном хозяйстве.
|
1
|
18.11.14
|
|
§14, с.65-68 №6
|
Практикум №1 Свойства металлов и их соединений (3 ч.)
|
22
|
Практическая работа №1 по теме: «Осуществление цепочки химических превращений металлов».
|
1
|
21.11.14
|
|
Оформить
Пр.
Раб.
|
23
|
Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов».
|
1
|
25.11.14
|
|
Оформить
Пр.
Раб.
|
24
|
Практическая работа №3 по теме: «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».
|
1
|
28.11.14
|
.
|
Оформить
Пр.
Раб.
|
Неметаллы (23 ч)
|
25
|
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицатель-ность как мера
«неметалличности», ряд электроотрицатель-ности.
|
1
|
02.12.14
|
|
§15, №6
|
26
|
Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
|
1
|
05.12.14
|
|
§16, №2,
|
27
|
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
|
1
|
09.12.14
|
|
конспект
|
28
|
Административная контрольная работа.
|
1
|
12.12.14
|
|
|
29
|
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства.
|
1
|
16.12.14
|
|
§17, №2,3
|
30
|
Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства.
|
1
|
19.12.14
|
|
§18, №4
|
31
|
Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде.
|
1
|
23.12.14
|
|
офор. лаб. опыт
|
32
|
Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
|
1
|
26.12.14
|
|
§19, №5-7
|
33
|
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы.
|
1
|
13.01.15
|
|
§21, №3-4
|
34
|
Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение.
|
1
|
16.01.15
|
|
§22, №1-2
|
35
|
Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
|
1
|
20.01.15
|
|
§22, №4-5
|
36
|
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества.
|
1
|
23.01.15
|
|
§23,№2,4
|
37
|
Аммиак, строение, свойства, получение и применение.
|
1
|
27.01.15
|
|
§24,№5,6
|
38
|
Соли аммония, их свойства и применение.
|
1
|
30.01.15
|
|
§25,№1,6
|
39
|
Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
|
1
|
03.02.15
|
|
§26,№3
|
40
|
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
|
1
|
06.02.15
|
|
§27,№2
|
41
|
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение.
|
1
|
10.02.15
|
|
§28,№2,8
|
42
|
Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
|
1
|
13.02.15
|
|
§29,№7
|
43
|
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности.
|
1
|
17.02.15
|
|
§30с.138-141,№1
|
44
|
Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
|
1
|
20.02.15
|
|
§30с.141-144,№4, пре-зен-
тац.
|
45
|
Решение расчётных задач.
|
1
|
24.02.15
|
|
Инд.задачи
|
46
|
Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Неметаллы»
|
1
|
27.02.15
|
|
Пов.
§15-30
|
47
|
Контрольная работа по теме: « Неметаллы».
|
1
|
03.03.15
|
|
|
Практикум №2 Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)
|
48
|
Практическая работа №4 по теме: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
|
1
|
06.03.15
|
|
Оформить
Пр.
Раб.
|
49
|
Практическая работа №5 по теме: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».
|
1
|
10.03.15
|
|
Оформить
Пр.
Раб.
|
50
|
Практическая работа№6 по теме: «Получение, собирание и распознавание газов».
|
1
|
13.03.15
|
|
Оформить
Пр.
Раб.
|
Органические соединения (10 ч)
|
51
|
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений.
|
1
|
17.03.15
|
|
§31с.151-153, тесты
|
52
|
Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
|
1
|
17.03.15
|
|
§31с.153-155,№1,2
|
53
|
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
|
1
|
20.03.15
|
|
§32с.№1,
таб.9, выучить
|
54
|
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
|
1
|
03.04.15
|
|
§33№4
|
55
|
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
|
1
|
07.04.15
|
Л.О. 15
Свойс-тва глице-рина
|
§36№3
|
56
|
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
|
1
|
10.04.15
|
Д.О. реак-ция сер. зеркала
|
§37№1,5
|
57
|
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах
|
1
|
14.04.15
|
Д.О. свойст-ва уксус-ной кисло-ты
|
§38№3,6
|
58
|
Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
|
1
|
17.04.15
|
Д.О. качеств. реакции
|
§39№2,3
|
59
|
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
|
1
|
21.04.15
|
Л.О. 16, 17
Кач-еств.
реакции на глюко-зу и крахмал
|
§40-41
№6
|
60
|
Контрольная работа по теме: «Органические вещества».
|
1
|
24.04.15
|
|
|
Обобщение знаний по химии за курс основной школы ( 8ч.)
|
61
|
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы.
|
1
|
28.04.15
|
|
конспект
|
62
|
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
|
1
|
01.05.15
|
|
конспект
|
63
|
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
|
1
|
05.05.15
|
|
конспект
|
64
|
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
|
1
|
08.05.15
|
|
конспект
|
65
|
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.
|
1
|
12.05.15
|
|
конспект
|
66
|
Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления .
|
1
|
15.05.15
|
|
конспект
|
67
|
Итоговая контрольная
работа .
|
1
|
19.05.15
|
|
|
68
|
Обобщение и систематизация знаний по химии за курс основной школы.
|
1
|
22.05.15
|
|
|
69
|
Резерв
|
1
|
25.05.15
|
|
|
|