Пятница
03.05.2024
09:09
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Мини-чат
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя химии Галковой Светланы Евгеньевны

    Рабочая программа по химии 9 класс автор учебника О.Е.Габриелян

      Пояснительная записка

    Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Химия» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы  Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».

    Основной задачей курса «Химия»  9 класса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по химии.

    Программа выполняет две основные функции:

    Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определениеегоколичественныхикачественныххарактеристикнакаждомиз этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной  аттестации учащихся.

    Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,  общей стратегии обучения, воспитания  и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

    Изучение химии в 9 классе направлено на достижение следующих   целей:

     

    освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

    овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

    развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

    воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

    применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач.

      Задачи учебного предмета «Химия» 9 класс:

    При изучении курса химии на базовом уровне в 9 классе большое внимание уделяется её связи с биологией, литературой, пользуясь необычным способом описания веществ или химических процессов. Впервые вводится понятие органической химии. 

    Поэтому основными задачами для освоения базового уровня химии за 9 класс являются:

    - знакомство и развитие сведений о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов и многих других неметаллов).

    - расширение представлений о свойствах важных в народнохозяйственном отношение веществ.

    - углубление знаний о закономерностях протекания реакций и их классификации.  

    В рабочую программу внесены следующие изменения:

    для проведения  входного, рубежного и итогового контроля, а также для решения задач и обобщения, систематизации  знаний, умений и навыков учащихся, были сокращены:

    на 1час тема: « Введение»,

    на 3часа тема: « Неметаллы»,

    на 1 час тема: « Органические вещества»,

    на 2час тема: «Обобщение знаний по химии за курс основной школы».

    Изменения составляют 9 %, что допускается положением о рабочей программе.

                                    Учебно-методический комплект

     Химия. 9 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- 8-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

    Место предмета в базисном учебном плане

     Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 9 классе отводится 2 часа в неделю. Планирование учебного материала по химии рассчитано на 68 учебных часов (34  учебные недели).

    Рабочая программа предусматривает проведение:

     контрольных работ- 5,

    практических работ- 6,

    лабораторных опытов-17.

    Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.

    Формы организации учебного процесса:

    • индивидуальные;
    • групповые;
    • индивидуально-групповые;
    • фронтальные;
    • практикумы.

     

    Формы контроля ЗУН (ов);

    • наблюдение;
    • беседа;
    • фронтальный опрос;
    • опрос в парах;
    • практикум

     

    Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

    В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

    знать / понимать:

    химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

    важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, кислотные и основные свойства, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

    основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации,

    Строения органических соединений, теорию строения органических веществ;

    основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

    важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная, уксусная кислоты; щелочи ,аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

    Уметь

    называть: химические элементы, соединения изученных классов;

    объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

    характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

    определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

    составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

    обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

    распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

    вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • безопасного обращения с веществами и материалами;

    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

    • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

    • критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

    Календарно – тематическое планирование 9 клас

    Тема урока

    Кол.

    часов

    Дата

    план

    Дата

    факт

    Дом.задание

    Повторение основных вопросов 8 класса и введение в курс 9 класса ( 6 ч.)

    1

    Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

    1

    02.09.14

     

    §1, № 1-3

    2

    Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.

     

    1

    05.09.14

     

    §35 – 43 8 класс учебн

     

     

    3

    Генетические ряды металла и неметалла.

     

    1

    09.09.14

     

    §13 – 14

     

    4

    Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

    1

    12.09.14

     

    §2, №3.

     

    5

     

    Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

    1

    16.09.14

     

    §3,№2.

     

    6

    Входная контрольная работа.

    1

    19.09.14

     

     

    Металлы (15 ч.)

    7

    Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

    1

    23.09.14

     

    §4, №2

     

    8

    Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь .

     

    26.09.14

     

    §5,

    № 5.

    9

     

    Общие физические свойства металлов.

    1

    30.09.14

     

    §6,№2.

     

    10

    Сплавы, их свойства и значение.

    1

    03.10.14

     

    §7,№ 2-4

     

    11

    Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.

    1

    07.10.14

     

    §8,№4-6.

     

    12

    Способы получения металлов: пиро-,гидро- и электрометаллургия.

    1

    10.10.14

     

    §9,№2-3.

     

    13

    Коррозия металлов и способы борьбы с ней

    1

    14.10.14

     

    §10,№2,4

     

    14

    Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства.

    1

    17.10.14

     

    §11,с.44-45,№1

     

    15

    Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

    1

    21.10.14

     

    §11,№1-3

     

     

     

    16

    Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства.

    1

    24.10.14

     

    §12, с.50-52№2-4

     

    17

    Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

    1

    28.10.14

     

     

    §12, с.52-56 №5,7

     

     

    18

    Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.

    1

    31.10.14

     

    §13, с.57-60 №1,3

     

    19

    Соединения алюминия -оксид и гидроксид, их амфотерный характер.

    Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

    1

    11.11.14

     

    §13, с.60-62 №6

     

    20

    Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+.

    1

    14.11.14

     

     

    §14, с.63-65№1

     

    21

    Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.

    Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в

     природе и народном хозяйстве.

     

    1

    18.11.14

     

    §14, с.65-68 №6

     

     

    Практикум №1 Свойства металлов и их соединений (3 ч.)

    22

    Практическая работа №1 по теме: «Осуществление цепочки химических превращений металлов».

    1

    21.11.14

     

    Оформить

    Пр.

    Раб.

    23

    Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов».

    1

    25.11.14

     

    Оформить

    Пр.

    Раб.

    24

    Практическая работа №3 по теме: «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».

    1

    28.11.14

    .

    Оформить

    Пр.

    Раб.

    Неметаллы (23 ч)

    25

    Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицатель-ность как мера

    «неметалличности», ряд   электроотрицатель-ности.

    1

    02.12.14

     

    §15, №6

     

    26

    Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

    1

    05.12.14

     

    §16, №2,

     

     

    27

    Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

    1

    09.12.14

     

    конспект

    28

    Административная контрольная работа.

    1

    12.12.14

     

     

    29

    Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства.

    1

    16.12.14

     

    §17, №2,3

     

    30

    Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства.

    1

    19.12.14

     

    §18, №4

     

    31

    Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде.

    1

    23.12.14

     

    офор. лаб. опыт

    32

    Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

    1

    26.12.14

     

    §19, №5-7

     

    33

    Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы.

    1

    13.01.15

     

    §21, №3-4

     

    34

    Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение.

    1

    16.01.15

     

     

    §22, №1-2

    35

    Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

    1

    20.01.15

     

     

    §22, №4-5

    36

    Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества.

    1

    23.01.15

     

    §23,№2,4

    37

    Аммиак, строение, свойства, получение и применение.

    1

    27.01.15

     

    §24,№5,6

    38

    Соли аммония, их свойства и применение.

    1

    30.01.15

     

    §25,№1,6

    39

    Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

    1

    03.02.15

     

    §26,№3

    40

    Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

    1

    06.02.15

     

    §27,№2

    41

    Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение.

    1

    10.02.15

     

    §28,№2,8

    42

    Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

    1

    13.02.15

     

    §29,№7

    43

    Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности.

    1

    17.02.15

     

    §30с.138-141,№1

    44

    Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

    1

    20.02.15

     

     

    §30с.141-144,№4, пре-зен-

    тац.

    45

    Решение расчётных задач.

     

    1

    24.02.15

     

    Инд.задачи

    46

    Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Неметаллы»

     

    1

    27.02.15

     

    Пов.

    §15-30

    47

    Контрольная работа по теме: « Неметаллы».

     

    1

    03.03.15

     

     

    Практикум №2 Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)

    48

    Практическая работа №4 по теме: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

    1

    06.03.15

     

    Оформить

    Пр.

    Раб.

    49

    Практическая работа №5 по теме: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».

    1

    10.03.15

     

    Оформить

    Пр.

    Раб.

    50

    Практическая работа№6 по теме: «Получение, собирание и распознавание газов».

    1

    13.03.15

     

    Оформить

    Пр.

    Раб.

    Органические соединения (10 ч)

    51

    Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений.

    1

    17.03.15

     

    §31с.151-153, тесты

    52

    Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

    1

    17.03.15

     

    §31с.153-155,№1,2

    53

    Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

    1

    20.03.15

     

    §32с.№1,

    таб.9, выучить

    54

    Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

    1

    03.04.15

     

    §33№4

    55

    Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

    1

    07.04.15

    Л.О. 15

    Свойс-тва глице-рина

    §36№3

    56

    Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

    1

    10.04.15

    Д.О. реак-ция сер. зеркала

    §37№1,5

    57

    Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах

    1

    14.04.15

    Д.О. свойст-ва уксус-ной кисло-ты

    §38№3,6

    58

    Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

    1

    17.04.15

    Д.О. качеств. реакции

    §39№2,3

     

     

    59

    Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

    Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

    1

    21.04.15

    Л.О. 16, 17

    Кач-еств.

    реакции на глюко-зу и крахмал

     

    §40-41

    №6

     

     

     

    60

    Контрольная работа  по теме: «Органические вещества».

    1

    24.04.15

     

     

    Обобщение знаний по химии за курс основной школы ( 8ч.)

    61

    Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы.

    1

    28.04.15

     

    конспект

    62

    Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

    1

    01.05.15

     

    конспект

    63

    Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

    1

    05.05.15

     

    конспект

    64

    Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

    1

    08.05.15

     

    конспект

    65

    Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.

    1

    12.05.15

     

     

    конспект

    66

    Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления .

    1

    15.05.15

     

    конспект

    67

    Итоговая контрольная

    работа . 

    1

    19.05.15

     

     

    68

    Обобщение и систематизация знаний по химии за курс основной школы.

    1

    22.05.15

     

     

    69

    Резерв

    1

    25.05.15