Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 10 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по химии.
Программа выполняет две основные функции:
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Данная рабочая учебная программа реализуется при использовании в соответствии с образовательной программой учреждения учебно-методического комплекта О.С. Габриеляна.
В качестве технологии обучения используется традиционная технология.
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:
- компьютерных технологий;
- технологии проектной деятельности.
Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает самостоятельные и контрольные работы.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.
Изучение химии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- сформировать у учащихся представление о важнейших органических веществах и материалах на их основе, таких, как уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
- сформировать у учащихся 10 класса на уровне понимания важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- обеспечить усвоение учащимися одной из основных теорий химии – теории строения органических соединений;
- обучить переносу знаний: ранее изученных основных законов химии (сохранения массы веществ, постоянства состава) в новую ситуацию: применительно к изучению органической химии;
Задачи учебного предмета:
При изучении курса химии на базовом уровне в 10 классе большое внимание уделяется теории строения органических соединений, а также сделан акцент на практическую значимость учебного материала.
Поэтому основными задачами для освоения базового уровня химии за 10 класс являются:
- использовать международную номенклатуру названий веществ;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; зависимость свойств органических веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.
«Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010», рассчитана на 34 учебных часа, согласно уставу МБОУ «Гостищевская СОШ » и Учебному плану образовательного учреждения, учащиеся занимаются 1 час в неделю, 35 учебных недель год, поэтому в рабочую программу внесены следующие изменения:
1.добавлен 1 час для проведения итогового контроля (за счет резервного времени),
2.сокращена на 1 час тема «Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники», для проведения рубежного контроля,
Изменения составляют 6%, что допускается положением о рабочей программе.
Учебно-методический комплект
Химия. 10 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян, Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И..- 6-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель в год.
Рабочая программа предусматривает:
контрольных работ-3,
практических работ- 2.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии в 10 классе на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- факт существования важнейших веществ и материалов: метана, этилена, ацетилена, бензола, этанола, жиров, мыла, глюкозы, сахарозы, крахмала, клетчатки, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, моль, молярная масса, молярный объём, вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
уметь
называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных истории
Календарно-тематическое планирование
|
Наименование разделов и тем урока
|
|
|
|
|
|
|
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими.
Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
|
|
|
|
|
Тема 1. Строение органических соединений(2часа)
|
|
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.
|
|
|
|
|
|
Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Входное тестирование(25 мин.)
|
|
|
|
|
Тема 2. Углеводороды и их природные источники(8часов)
|
|
Природный газ.
Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
|
|
|
|
|
|
Алканы.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
|
|
|
|
|
|
Алканы.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе(10часов)
|
|
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
|
|
|
|
|
|
Дисахариды и полисахариды.
Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
|
|
|
|
|
Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение
в живой природе(6часов)
|
|
Амины. Анилин как органическое основание.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Генетическая связь между классами органических соединений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа № 1 по теме «Идентификация органических соединений»
|
|
|
|
|
Тема № 5. Биологически активные органические соединения(4часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения(4часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая контрольная работа
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №2 Распознавание пластмасс и волокон.
|
|
|
|
|
|